Русские народные сказки Литература о сказках Антонов Д. И. Концовки волшебных сказок: путь героя и путь рассказчика - Страница 6

Антонов Д. И. Концовки волшебных сказок: путь героя и путь рассказчика - Страница 6

2.1. Простокваша — сыворотка. В разных вариациях концовок «удачного пути» герой-рассказчик может выпивать определенный напиток, либо же купаться в нем. Купание в двух жидкостях — известный сказочный сюжет: в молоке и воде, с разными последствиями, купаются как герой, так и герой-антагонист (старый царь). В. Я. Пропп подчеркивал, что этот мотив связан с преображением человека на пути в иной мир и назад (Исторические корни волшебной сказки, стр. 321, 341). Как и в сказке, в финальных формулах чаще всего упоминаются две жидкости: сыворотка (пахтанье) и простокваша, что соответствует двойному прохождению границы.

Вариант концовок, где говорится о выпивании жидкостей («Наверх поспешили — сыворотки попили, вниз спустились — простокваши наелись»: Персидские сказки, стр. 35) в свою очередь отсылает к сказочному мотиву «живой и мёртвой» («сильной и слабой») воды. Эти напитки также используются для перехода между мирами: «мертвец, желающий попасть в иной мир, пользуется одной водой. Живой, желающий попасть туда, пользуется также только одной. Человек, ступивший на путь смерти и желающий вернуться к жизни, пользуется обоими видами воды» (Исторические корни волшебной сказки, стр. 199). Аналогичным образом переход границы героем-рассказчиком сопровождается выпиванием двух разных жидкостей.

2.2. Верх — низ. Понятия «верха» и «низа» дополняют в рассматриваемых концовках оппозицию «простокваши» и «сыворотки»; в сказочном контексте они, в свою очередь, непосредственно связаны с противопоставлением земного и потустороннего мира. В соответствии с одной из базовых мифологических моделей, иной мир удален от земного по вертикали — вверх и/или вниз. В концовках употребление этих понятий неустойчиво — «верх» и «низ» могут упоминаться рассказчиком как на пути туда, так и обратно. Подобная нестабильность в свою очередь характерна для мифологии и фольклора: система имеет способность «переворачиваться», т. е. понятия «верха» или «низа» оба могут означать как царство мёртвых, так и мир живых (см.: Иванов В. В. Верх и низ, стр. 233—234).



Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.