Русские народные сказки Литература о сказках Иванова Т. Г. Братья Соколовы и их сборник «Сказки и песни Белозерского края», или зачем человеку конца XX века нужен традиционный фольклор - Страница 5

Иванова Т. Г. Братья Соколовы и их сборник «Сказки и песни Белозерского края», или зачем человеку конца XX века нужен традиционный фольклор - Страница 5

19

В фольклорной экспедиции 1908 г. московские студенты братья Соколовы сделали первый шаг к тому, чтобы почувствовать себя частицей русского народа. Записывая песни и сказки, подспудно они подходили к мудрому толстовскому пониманию слова «народ». Народ — это солдаты, бывшие мужики, решившие исход Бородинского сражения. Народ — это и высокородный князь Андрей Болконский, который для своего полка в годину испытаний и кризиса стал «наш князь». Народ — это и та безымянная барыня, которая задолго до Бородина покидает Москву, чтобы, не дай боже, не оказаться в зависимости от милости французов и тем самым дать ворогу чувство нравственного превосходства над собой и своим народом.

20

В Белозерском крае братья Соколовы осознали одну из важнейших ценностей народной жизни — жить в труде и получать достойную награду за свой труд. И сами юноши своим образом жизни приобщаются к этому народному идеалу. Труд братьев Соколовых — это не только те дранки, которые они помогают резать своим гостеприимным хозяевам. Дранки — это всего лишь экзотическое развлечение для городских жителей. Труд юных москвичей — это десятки и сотни фольклорных записей, которые они сделали в Белозерском крае, записей, которые они оставили своему народу.

21

Фольклорная экспедиция раскрыла братьям Соколовым еще одну грань народного характера — разумность подхода к жизни: несбывшийся первоначальный идеал не заслоняет от русского народа перспективы дальнейшего пути. Невоплощенность задуманных планов не воспринимается народом как глобальная катастрофа. Как уже говорилось выше, побудительным мотивом к поездке в Белозерский край для братьев Соколовых стало желание познакомиться с возможной здесь песенно-эпической, а конкретнее — былинной традицией. Однако былин в Терехове-Малахове и ее окружении фольклористы записали очень мало: это краткий прозаический пересказ сюжета об Алеше Поповиче и Тугарине Змее (см. № 1 в разделе «Песни эпические») и песня по былинным мотивам «Микита Романовиць» (№ 11). По сравнению с записями А. В. Маркова, А. Д. Григорьева и Н. Е. Ончукова в Архангельской губернии это был ничтожный результат. Однако начинающих фольклористов данный факт не обескуражил. Интуитивно они поняли, что нацеливание фольклорных экспедиций на собирание какого-либо одного жанра неизбежно искажает общее представление о народной культуре в целом. Подспудно у студентов Соколовых рождалось новое понимание задач экспедиционной работы: запись всех фольклорных произведений региона. Это была принципиально новая тенденция в развитии отечественной фольклористики.



Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.